Стиль или техника

Стиль или техника
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Можно увидеть, что в быту или производстве, поднятие или перемещение тяжестей происходит не как угодно, а наиболее оптимальными способами. Например, грузчик, перемещая тяжести, рано или поздно найдет оптимальную для себя форму действий-движений, связанных с индивидуальной биомеханикой его тела. Возникшие движения такого рода называются динамически устойчивыми (Бернштейн Н.А). Но упомянутому грузчику приходится выполнять ряд задач: в одном случае, мешок опускается ему на спину, в другом случае, ему нужно руками поднять его на двадцатисантиметровый помост. И значит, в сфере возникающих двигательных задач подбирается и закрепляется (интуитивно или осознанно) определенный двигательный состав (Бернштейн Н.А), который определяется биомеханическим устройством рычагов и кинематических цепей тела, иннервационными ресурсами (мышцы) и фактическим инвентарем сенсорных коррекций, и, наконец, орудием, которое может быть применено для выполнения потребовавшегося действия.

Н.А. Бернштейн дал хороший ориентир для понимания понятия «стиль». «Индивидуальный стиль» — это способ решения двигательной задачи.

Известно, что в спорте индивидуальные стили, как бы перестают быть лишь индивидуальным способом решения спортивной двигательной задачи отдельной личности (создателя), и начинают использоваться другими спортсменами. В особых случаях, новый способ приобретает официальный статус соревновательного упражнения. Примеры стилей в спорте: пауэрлифтинг — «стиль сумо», «стиль классика»; армреслинг — «крюк», «бок», «верх». Если соревновательные упражнения приседание и тяга рассматривать как «способ», то, можно увидеть, что, то и другое упражнение — это поднятие или перемещение тяжестей, различие состоит лишь в способе удерживания человеком груза. В упражнении «приседание» груз удерживается на уровне груди, и общий центр тяжести системы находится выше центра тяжести спортсмена. В упражнении «тяга» спортсмен удерживает груз руками, следовательно, общий центр тяжести будет располагаться ниже центра тяжести человека. Главная задача, удержать систему (спортсмен + груз) в равновесии в процессе позной деформации, да еще в условиях ограниченного поля устойчивости (нижняя опора). Если упустить детали, то можно сказать следующее: соревновательные упражнения «приседание» и «тяга становая» — это всего лишь два «стиля» поднятия груза, т.е. в рамках одного соревнования мы продемонстрировали поднятие груза таким способом, а потом немного другим; посмотрите дорогие судьи и оцените технику.

Хотелось бы коснуться одной важной категории, которая занимает довольно значительное место в теории физической культуры и спорта. Речь идет о технике физических упражнений. В спортивной практике курсируют из уст в уста различные определения данного термина, т.е. разнообразные смыслы вкладывают в этот термин.

Если обратиться к учебникам, то можно увидеть следующее определение термина — «техника ФУ» — это наиболее оптимальный или рациональный, или эффективный, или целесообразный способ решения двигательной задачи. Обратите внимание, многие авторы сходятся во мнении, что техника ФУ — это способ решения двигательной задачи. Но у одних авторов способ эффективный, у вторых оптимальный, у третьих целесообразный, а у четвертых рациональный. Откуда такой цветник определений способов? Возможно, дело в том, что один исследователь смотрел на способ с точки зрения его эффективности, другой целесообразности, третий рациональности и т.д. Когда говорят оптимальный, целесообразный или эффективный способ, то имеют в виду лишь соответствие цели, нужному эффекту*.

Цель — это представление о результате, а не сам результат; другими словами, цель — это представляемая человеком схема движений и телодвижений, которая должна быть реализована. Далее, когда цель реализована, то есть какой-то результат — тоже схема — здесь мы уже можем понять, соответствует цель (схема) нужному эффекту или не соответствует.

Когда же говорят рациональный, то скорее всего имеют в виду качество исполнения упражнения, т.е. биомеханический эталон задания. Биомеханический эталон — это тоже схема, которая включает в себя совокупность знаний о динамических, кинематических, пространственно-временных характеристиках движений и телодвижений спортсмена.

Техника спортивного двигательного действия (СДД) — это схема системы телодвижений и движений, посредством которой субъект СДД намерен достигнуть намеченного (запрограммированного) двигательного результата. Эта та система движений и телодвижений, которую нужно реализовать (актуализировать) [В.Б. Коренберг]. Наблюдая СДД и держа в голове схему техники, можем сказать — хорошая техника, т.е. соответствует моим представлениям о правильности или не соответствует моим представлениям о правильности, т.е. плохая. Также мы можем представлять эту схему в образах, отпечатанных и сохраненных в сознании, или просматривать на фото-видео носителях. Также эта схема может получить оценку, ее можно сравнивать с эталоном «показал хорошую технику».

Часто можно слышать следующее высказывание: «техника тяги «сумо» эффективнее, чем техника тяги «классика». Правильнее было бы сказать по-другому: «стиль «сумо» эффективнее стиля «классика». А вот чтобы сравнить, какой стиль эффективнее, нужен уже анализ техники обоих способов решения двигательной задачи и на конкретном спортсмене.

Становление техники может происходить как бессознательно, методом «проб и ошибок», так и сознательно — в обучении, и если дело касается сознательности (ведь мы говорим «обучение технике», «совершенствование техники»), то мы должны осмысленно собрать как можно больше знаний о любом из предложенных стилей (тяга классика или сумо). И тогда техника физических упражнений — это педагогически адаптированная система знаний об умении максимально эффективно использовать актуальные двигательные потенции спортсмена в рамках конкретной формы (стиля) упражнения.

«Педагогически адаптированная…» — потому что нужно донести знания о движениях и телодвижениях на понятном, доступном для ученика языке. «…Система знаний…» — потому что организована, как педагогический процесс. «…Об умении…» — потому что нужно научить (или научиться самому, если нет тренера) уметь выходить из любой двигательной ситуации в процессе движения. «…Актуальные двигательные потенции…» — это те двигательные возможности, которых может и не хватить (сила, выносливость, ловкость или координационные способности).

Поэтому используй то, что есть сейчас, что подготовил определенной тренировкой; один спортсмен приседает 150 кг, другой 350 кг, техника хороша у обоих, у обоих спортсменов движения слажены, согласованы, легки и красивы. И наконец, почему в «рамках конкретной формы, или стиля, — потому что технического совершенства мы можем достичь и в стиле тяги «сумо», и в стиле «классика», и в любом другом упражнении, а не только в наиболее эффективных формах. Представление о том, что упражнение «тяга становая», исполняемая стилем сумо, и есть эффективный способ решения двигательной задачи, а все остальные нет, на наш взгляд является несостоятельным. Практика соврать не даст, тянут и в «классике» немало и эффективно, а значит технично. Здесь понятие «техника» как бы абстрагируется от понятия «стиль», а от понятия «двигательное действие» тем более, и мы должны эти понятия точно отличать. Например, выбрал тренер стиль исполнения соревновательного упражнения «классика», далее, обучил этому стилю и довел его до совершенства, конечно же, зная технические аспекты именно этого стиля. Но нужно сказать и следующее, если нам придется сравнивать по эффективности те же самые стили на конкретном спортсмене, может так случится, и скорее всего так и случится, что, например, стиль «сумо» по своим биомеханическим характеристикам (кинематическим, динамическим, временным и т.д.) окажется намного эффективнее стиля «классика». И тогда уже тренер может сказать, что стиль «сумо» для данного конкретного спортсмена наиболее оптимален и предпочтителен как основной соревновательный.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.